
Пора написать отчёт о том, как мы ездили на мебельную фабрику Woodright в Иваново — ту самую, которая сделала и расписала комплект мебели в Лялиной комнате.
Я ожидала, что самое интересное мы увидим в их художественном отделе — но и на самой фабрике тоже было о чём рассказать, да и Иваново оказался приятно удивляющий малоэтажный город со своими сюрпризами.
Рекомендую посмотреть! Осторожно, под катом много картинок.

Конечно, рассказ стоит начать с художественного отдела. Сама идея деревянной мебели с ручной росписью под маркой Woodright была создана в России семейной парой, изначально они арендовали маленькую мастерскую и сделали мебель для своих детей. Потом была фабрика в Великобритании (а точнее, в нагрузку с фабрикой — ее секреты производства мебели из натурального дерева и росписи), английские дизайнеры. И, наконец, современная фабрика в Иваново, которая и стала главным производством. Постепенно владелец вернулся в Россию, живет в Иваново и лично управляет фабрикой, каждый день, с утра до вечера, считая ее своим детищем.

Первый отдел фабрики — художественный. Красивая ручная роспись — то, что выгодно отличает мебель Woodright, поэтому, естественно, именно художники — главные люди на фабрике. В отделе 20 человек, все они — отличные художники, с классическим художественным образованием, каждый не просто исполнитель, а настоящий творец со своим видением и манерой письма.
Я бы просто не потянула управление такой разношерстной компанией творческих людей, а на фабрике со всем этим справляется вот эта хрупкая девушка Жанна:

Именно она распределяет фронт работ между художниками, ведет учет и организовывает их работу.



Художники с нами активно общались, но, как обычно у девушек принято, фотографироваться они стеснялись:). Поэтому на фото попали только те, кто в принципе был не против. И вот этот герой — Сергей — единственный мужчина в коллективе, да еще при этом и дольше всех работает, с момента основания фабрики в Иваново:

Удивило, что сюжеты и новые коллекции мебели Woodright, по сути, придумывают именно эти люди в соавторстве с дизайнерами. Поэтому эти 20 человек находятся в немного нестандартных условиях — для отдела на производстве. Например, их периодически, дружно, автобусом, фабрика вывозит на новые художественные выставки — в Москве, например — чтобы всё время подпитывать вдохновение своего главного отдела. По сути, художественный отдел — «локомотив», задающий вектор движения всей фабрики вперед на полгода-год. Каждый гарнитур воплощает собой сказку, историю, которую можно рассказать, или частью которой можно стать — во многом благодаря необычным тематикам и оттенкам росписи:


Мне стало интересно, как же у них обычно проходит разработка новой коллекции — что, сидит один человек и разрабатывает одну тему, пока не будет готово полностью? Примерно так работают некоторые дизайнеры одежды в паре. Оказывается, нет. Начинает, как правило, один-два человека, когда становится понятно, что тема перспективная — собирается несколько художественных советов, где в жарких спорах рождается истина. Потом все дружно собирают «источники» — музеи, интернет — то, что послужит вдохновением для создания новой коллекции:

Вот, например, мне показали часть иллюстраций, которые использовались при работе над одним лишь деревом в одной лишь дверце из коллекции «Сельский пейзаж»:

После того, как выбранный эскиз утвержден, на всех комплектах коллекции эта дверца будет иметь такой рисунок, именно с таким расположением ветвей и прочего. Но всё равно это ручная работа, да еще и зависит от того какой из 20 художникам рисовал конкретно — поэтому каждый рисунок, неизбежно, немного уникален по-своему. Особенности и прелести ручной росписи :).

Но когда я стала задавать всё больше вопросов — все расслабились, пытаясь мне объяснить как они тут все работают, разгорячились и даже получился неожиданный инсайт — мне показали НОВУЮ коллекцию, над которой во всю сейчас идёт работа и которую не анонсировали еще даже. И это оказалась бомба!


В общем Woodright в данный момент, конкретно художественный отдел, разрабатывает детскую мебельную коллекцию под пока кодовым названием «Алиса в стране Чудес». Они изучили иллюстрации всех художников, работавших над книгой когда-либо, и разработали своих героев. Алиса, например, в их варианте получается необычная, очень «русская», она не блондинка, не брюнетка, а имеет типичный для россиянок русый цвет волос:

Коллекцию по Алисе отличает свой уникальный состав красок и оттенок, в котором много моих любимых бирюзовых оттенков — больше, чем в любой другой коллекции.

У них очень милый Чеширский кот получился и очаровательная гусеница, самая симпатичная из всех что встречаются в экранизациях, анимациях и мультиках по Керроллу:





Индивидуальные рисунки разрабатываются до мелочей, до самых мелких частей коллекции. Вот часы, например:

Обратите внимание, кстати, на написание некоторых цифр, например 7 и 2 — я заметила это только дома. Практически, в каждой коллекции Woodright есть такие вот забавные детали — и разрабатывают их вот эта команда как раз:).
Мне кажется, эта коллекция идеально подойдёт и для 10-14 леток, но в самой фабрике, видимо, хотят ее предложить и дошколятам — вот, например, в ней планируют сделать такие милые ростомеры:

Про дошколят, кстати. Как раз при нашем визите некоторые художницы работали над росписью предметов муравьями, из коллекции детской мебели «Муравьишки».
Эскизы ее выглядели вот так:

Фрагмент росписи комода, который я увидела на столе у одной из художниц:

Обратите внимание что рисунок даже «загибается» на внутреннюю часть ящика, чтобы, с какого угла не посмотрели на комод, рисунок казался естественным и «цельным»:

Но именно этот комод обратил наше внимание на себя… ароматом. Его расписывают специальными новыми красками и покроют потом таким же новым лаком — на основе… воска? меда? То есть, такая мебель будет стоять в детской комнате, например, новорожденного, и там будет пахнуть не только натуральным деревом, но и натуральным мёдом. Очень тонкий и успокаивающий запах, надо сказать:).
Собственно, вся мебель Woodright, даже взрослая, не говоря уж о детской, покрывается и расписывается экологичными красками на водной основе. Но наша, например, аромата мёда не имеет:).
Когда мы гуляли по самой фабрике, набрели на уголок, где художники фабрики иногда работают с детьми — к ним приходят малыши, так сказать, «перенимать опыт» — и там были как раз другие предметы детской мебели из этой коллекции:

Рисунки после занятия там, конечно, забавные:

А сами занятия для малышей снимаются на видео, и уроки на ютуб планируют регулярно выкладывать вот тут:
Как раз на видео опять Жанна, которая руководит художниками:)
Некоторые эскизы старых коллекций, которые фабрика Woodright уже не выпускает, но которые по каким-либо причинам дороги художникам, развешаны прямо в их отделе по стенам:

Некоторые можно увидеть в фрагментах росписи уже на деталях мебели:

Представляю, сколько рисовали эту принцессу тонкой кисточкой...

Некоторые краски на столах художников — стандартные оттенки из обычной палитры. Часть — авторские оттенки, смешаны прямо в пластиковых и стеклянных баночках, и смешно подписаны, типа «пузико муравья»:

При этом абсолютно ко всем коллекциям, которые Woodright когда-либо выпускались, хранятся формулы смешивания оттенков и краски — бесконечное время. Так как при покупке на любую мебель Woodright дается пожизненная гарантия, иногда это пригождается. Вот пройдёт у нас лет 10, и, например, Ляля умудрится облить роспись на свом столе лаком для ногтей; или поцарапаем мебель при перевозке — можно будет позвонить в любой из салонов Woodright или на фабрику — приедет человек и точно подобранными красками либо на месте восстановит рисунок, либо заберет на фабрику и восстановят там, даже если саму коллекцию уже не будут выпускать.
При этом сами художники относятся к своей работе философски. Иногда она просто не пригождается. Мебель Woodright часто делается на заказ (помимо той, что готовая продается в салонах). Так было и со шкафчиком, где на дверце должны были встать вот эти балерины:

Но, увы, заказчик изменил свое решение уже на середине работы, шкаф будет другого оттенка. И как раз когда мы у них были в гостях — решили что этих балерин отправят назад в деревобрабатывающий цех, где безжалостно шлифовальные машины сдерут их для новой росписи…

Трубадура из какой-то старой коллекции вообще, похоже, используют как промокашку для печатей:)):
Такую печать фабрика ставит на тех своих предметах, которые не маркируются бронзовой накладкой как наш стол.

То есть — на часах, шкатулках и т.д.


Ляле, например, подарили красивую деревянную шкатулку того же оттенка, что ее мебель, с рисунком котёнка, удивительно похожего на нашего кота в молодости:


На выходе из художественного отдела встретили вот такую подставку с хорошо нам знакомым рисунком — видимо, для какого-то мелкого предмета из «нашей» коллекции Princess Rose:


И вот такое зеркало с резьбою — к сожалению, телефон уже разряжался (я его еще при дороге на фабрику умудрилась уронить и разбить, и он потом какое-то время не хотел заряжаться) и получилось не очень чётко.

Теперь, собственно, фабрика. Woodright отличается от других фабрик тем, что нигде не использует ДСП, спрессованные опилки и прочие суррогаты. Это достаточно дорогая мебель, она находится на одном уровне с испанской и итальянской мебелью, которая продается в Москве, например — но итальянская при этом обтянута плёнкой ПВХ, а Woodright принципиально на производстве не использует никаких синтетических материалов.
Даже все сборочные узлы скрепляются деревом, соединение «ласточкин хвост», типа как раньше строили на Руси — «без единого гвоздя»:



Вся мебель делается из таких вот листов, которые привозят из Сибири: отдельно лежит береза, дуб, бук, кедр (ох там и аромат) и т.д. Включая ангарскую сосну. Ангарская сосна произрастает в Восточной Сибири, где длинная зима сменяется коротким летом, а максимальная разница в температуре воздуха в течение года достигает 80 градусов. Благодаря этому древесина ангарской сосны обретает устойчивость к перепаду температуры и влажности, прочность и пластичность — свойства, важные для хорошей мебели.


Это склеенные деревянные ламели, то есть мебель делается из такого же дерева, из которого делают очень дорогие наборные разделочные доски, которые служат на кухнях по 20-30 лет, не рассыхаясь. Для изготовления по-настоящему качественной мебели из дерева не используются простые доски из-за их неустойчивости к деформации. Только правильный деревянный мебельный щит, созданный в соответствии с современными технологиями, обеспечивает достаточную прочность мебели из дерева. Сверху на особо важные детали — столешницы, например — накладывается еще шпон — щиты из слоев цельного куска дерева:

Спил используемого для мебели дерева выглядит вот так:

Вот на таких машинах ее распиливают, вытачивают и т.д.

В некоторых операциях работники должны обладать невероятно точным глазомером, не хуже чем при шлифовке алмазов — и таких называют главным активом фабрики. Когда я спросила начальника чеха, какой станок, а точнее, что на фабрике в этом цеху тут дороже всего — он показал именно на такого парня:).

Сказал, что всего дороже его глаза:).

Это цех покраски. На этой машине деревянные части красятся.
Технологии окраски мебели Woodright считаются эталоном в России — вот как раз когда мы там были, крайняя справа девушка — приехала из Ярославля, представитель огромного Ярославского завода лакокрасочных материалов — один из крупнейших заводов России, у них в ассортименте много всего, и работают с большинством мебельных фабрик — однако испытывать свою новую краску приезжают специально в Иваново, хотя у них там и своих фабрик много, так как в Иваново создали собственную уникальную технологию покрытия, ради которой и прилетают к ним гости из Ярославля...

Кстати, работница фабрики слева, рядом с владельцем, в рабочей униформе — главный технолог Галина Алексеевна, местная гордость, создавшая многу ноу-хау фабрики, особенно в области окраски дерева экологическими водорастворимыми красками.
За их спиной, пока они обсуждали результаты испытания, я заметила вот такой гениальный предмет, созданный, похоже, рабочими фабрики из притащенных отовсюду колонок:

Очень даже рабочий:).

А на одной из стен — видимо, снежинки к новому году и почему-то изображение шкатулки с котёнком — видимо, как образец чего-то:)
Рядом — цех сборки, видимо:

У этого стола ножки напоминают зефирки.

А еще он с книжками:)!

Это — цех шлифовки:

Как ни странно, в нём почему-то работают девушки, мягкими женскими руками шлифуют мелкие детали и потом ими же проверяют ее гладкость, поэтому нежность рук имеет значение:).
Есть и огромная машина, шлифующая большие детали. В неё и отправят тех балерин...

Кстати, как раз когда мы там были, они делали большие трехмерные буквы. Каждая буква будет выточена из другой породы дерева — используются те же сорта, из которой делает мебель фабрика: дуб, сосна, кедр, береза и т.д. — и вместе они составят слово Woodright — на примере этих букв хотят предлагать клиентам выбрать дерево для своей мебели.

Последний цех.

Обратите внимание, по задней стенке стекает вода — она уносит с собою пыль, чтобы та не оседала на мебели в процессе покрытия последним слоем лака после шлифовки.

Всё, потом мы попили еще чай в кабинете директора, я полистала каталоги английской фабрики, из которой выросла Woodright, посмотрела различные испытания и сертификаты. Телефон уже был разряжен, но эти сертификаты есть и на сайте.
Забавная и важная деталь: покупая мебель, вы обязательно выслушаете от продавца, что у мебели есть сертификаты. Однако — это гарантирует только то, что она вас не убьёт. По крайней мере, не сразу. Мебель, выделяющая формальдегид и прочие вредные вещества из клея, которым были склеены опилки, в воздух — тоже имеет сертификаты. Важно уметь в них разбираться и понимать.
Среди множества сертификатов у них есть там интересный протокол испытаний в лаборатории — деревянную деталь мебели Woodright поместили в герметичную колбу на определенное время. При таких испытаниях мебель из спрессованных стружек и прочего дерьма (извините) выделит в этот герметично запертый воздух определенное количество яда — всё это регистрируется обычно, пишется насколько дозировка превышает допустимую — и всё. Протокол испытаний им выдают на руки вместе с сертификатом. Но вот сертификат вам продавец предложит посмотреть, а протокол не покажет.
Так вот, при таком же испытании деревянной мебели Woodright состав воздуха НЕМНОГО ОЧИСТИЛСЯ, подробнее можно увидеть здесь на 8 странице.
То есть, он не только не стал хуже, натуральное дерево, как губка, впитало его в себя и заперло в себе. То есть приличная мебель в детской, как минимум, нивелирует вредное воздействие искусственного покрытия пола, окон или двери, например. Понятно, что не бесконечно оно будет впитывать, но, тем менее, на какой-то процент оно очистит воздух, которым дышит ребенок.
Вот такое путешествие получилось. После я посетила музей ситца, он интересный (но слишком маленький) в Иваново — показывает развитие печати по ситцу от крестьян до промышленного производства:

Жаль, так и не удалось зарядить телефон чтобы сделать фотоотчёт. Есть пара залов с комплектами одежды из ситца от Вячеслава Зайцева. Огорчает, что все оборудование для выставки довольно варварски вмонтировано в антикварную лепнину старинного особняка:

А еще мы вечером посетили цирк в Иваново, и вот он оказался действительно приятным потрясением — на уровне цирка Никулина.

Представление называлось «Цирк на воде», оно гастролирует по другим городам России — будет возможность — посетите, очень крутое, настоящая феерия:).
Свежие комментарии