
Случайно для себя узнала, что в Музее Москвы прямо сейчас идёт одноименная выставка. В воскресенье она уже последний день работает! Спешите видеть, как говорится.
Для тех, кто не в Москве, под катом много фотографий и мои впечатления.
Выставка посвящена работе трёх ключевых для Москвы и всей страны «института одежды»: Ателье мод (1923–1925), Дом моделей на Сретенке (1934–1941) и Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту (1944–2002). Каждый из них сыграл важную роль в становлении системы домов моделей одежды. Самая большая часть рассказывает как в прошлом столетии развивалась концепция единой системы моделирования одежды для промышленного производства.
А это первое видео показа модной коллекции Ателье Мод, 1923 года создания (сам первый номер журнала «Ателье», за 1923 год, тоже есть, копия, можно полистать):



Мне понравилась больше всего та часть, что касалась Дома Моделей на Кузнецком мосту, работавшего до начала двухтысячных (именно Дом Моделей породил феномен Вячеслава Зайцева и других советских модельеров).
В каждом доме СССР, наверное, был, хотя бы один, выпускаемый им «Журнал мод»:

Или их готовые выкройки-раскладушки, типа таких:

Обязательно рекомендую купить экскурсию или хотя бы прислушиваться к тому, что рассказывают группам экскурсоводы на выставке: услышите много «внутренней» информации и сплетен из разряда как Зайцев отказался шить наряды для Раисы Максимовны Горбачевой и семьи Брежнева — потому что ему не нравилось как они к нему относятся.
Или как внутри коллектива ходили разговоры что в редакции у них работают «Лоры, Жоры, Доры и Суки» (Лоры — любовницы ответственных руководителей; Доры — дети ответственных руководителей; Жоры — жены ответственных руководителей; Суки — случайно уцелевшие компетентные исполнители).
В целом же выставку можно поделить на несколько частей:
В первой рассказывается о работе собственно администрации и художников, для этого есть и вот такая наглядная временная шкала «кто при ком работал» (экскурсовод на этой части экскурсии интересно рассказывает, как раскапывали некоторую утерянную информацию начала прошлого века):

Во второй рассказывается об эволюции Журнала Мод: с 1923 года он каким только не выходил: и в качестве карманной книжечки, и огромными фолиантами:




В третьей представлены уникальные работы ведущих модельеров Дома Моделей разных лет: они выполнены в разных техниках и разных размеров, можно посмотреть как на одном коллаже собраны и кусочки ткани, и обрезки открыток — в общем, моду «создавали из того что было». По этой причине при обмене опытом зарубежные дизайнеры удивлялись что все это так бережно хранилось, а не выбрасывалось после выпуска коллекции. Потому и хранилось, что сами по себе эскизы — зачастую являлись произведения искусства.









Четвертая часть показывает документальные свидетельства работы Дома Моделей: например, переписку с Домом Christian Dior, или приказ о том, что таких-то модельеров отправляют на Украину «для обмена опытом» — и тут же внизу журнал с готовой коллекцией, выполненной по мотивам этой поездки:





Пятая часть рассказывает о том, чем отличался Цех экспериментальной моды и Цех, разрабатывающий модели для фабричного производства.





Это были суровые условия: например, норма для производственного цеха была - 8 моделей в месяц с художника. Со всеми сложностями: чтобы фабрики могли это отшить, ткани было запланировано государством достаточно и т.д. Понятно, что чем ближе к Перестройке, тем более это все напоминало потемкинские деревни — но тем не менее, художникам жизнь осложняло дай боже.
По экспериментальному всё было еще сложнее — с одной стороны, больше творчества, с другой — высокое партийное руководство иногда могло потребовать создать коллекцию за 2 дня (!) а в 1980-х годах вообще сверху спускались странные приказы типа создания коллекции целиком из подкладочной ткани ( и как Зайцев не пытался объяснить, что из нее нельзя шить, что там следы от воды будут видны и т.д. — их всё равно заставили её отшить). Заставляли шить и коллекцию из штапеля, которая тоже была напрасной работой — пока её сделали, весь штапель уже скупили итальянцы...
В работе над коллекцией каждый художник Дома моделей обязан был выдать до 100 эскизов, потом на полу их раскладывали, получалось около 600 штук, из них комиссией выбирали лучшие и отшивали, после чего отбирали из магазинов обувь, сумки, аксессуары для создания законченных образов — и всё это показывали эстетической комиссии. И уже прошедшие через все сито модели тиражировались или шли в печать. Сама коллекция и выкройки её — централизованно рассылалась по всему домам моделей СССР.

Последняя, условная шестая часть выставки, показывает готовые работы или средства производства их — например, эти шляпки и болванки для их создания, или образцы тканей или вообще можно рассмотреть как создан узор на кутюрном платье, с участием не только пришивного декора, но и краски:













Сайт музея с информацией о выставке. Билеты 400 рублей, по Пушкинской карте или другим льготам — в полцены, школьникам Москвы — бесплатно.
Кстати, на входе есть кучка сувениров — открытки а-ля образцы тканей, оберточная бумага для подарков в виде выкроек (а вот это смешно, проще в выкройку и завернуть), наклеечки 3D, закладки, плакат и что-то типа ленты или пояса из ткани а-ля «выкройка»:

Свежие комментарии